ISO (International Organization for Standartization)

"Системаменеджментакачества: краткоеописание и практикавнедрения в двернойотрасли"
22 июня 2010 года

Системаменеджментакачества: краткоеописание и практикавнедрения в двернойотрасли
Основныепонятия
ISO (International Organization for Standartization ) — этомеждународнаяорганизацияпо стандартизации. Цель ISO — созданиепринциповстандартизации и проектированиена их основестандартов, способствующихразвитию и усовершенствованиюинтеграционныхпроцессов в разныхобластях и направленияхдеятельности.

СтандартыISO 9000 — этопакетмеждународныхстандартов, принятыхМеждународнойорганизациейпо стандартизации. Этонаправлениесертификацииполучиловсемирноераспространениеблагодарятому, чтостандартысерии ISO 9000 представляютсобойединыйкомплекстребований к системамкачества и зарекомендовалисебякакэффективныйинструментсистематизациибизнес-процессов и развитияпредприятия.

СтандартISO 9001:2000представляетсобойрядтребований к построениюсистемыуправленияна предприятии. Этотребования, направленныена постоянноеулучшение и совершенствованиепроцессоворганизации, непосредственновлияющихна качествопродукцииилиуслуг. Конечнаяцельданныхтребований — этоулучшениекачествавыпускаемойпродукции и сервиса, повышениеудовлетворенностипотребителей.

«В настоящеевремявведенновыйстандартISO 9001:2008создан с цельюуточнения и конкретизациитребованийстандарта ISO 9001:2000, дляустранениянеясностей. Новыйстандартнаправленна обеспечениеправильногопониманиясуществующихтребований, на исключениевозможностиневернойилиискаженнойеготрактовки. Новаяверсияпоказывает, какможноулучшитьдействующуюсистемуменеджментакачества, и какеё применениеприноситстабильноеулучшениедеятельностикомпанийпо цепочке:
повышениекачества→сокращениеиздержек→ростудовлетворенностипотребителя→ростпродаж→увеличениеприбыли→финансированиевозможностейдляулучшения→ещёбольшийростудовлетворенности» .

Обобщаямногочисленныеопределения, разработанные ISO, можносказать, чтоСистемаМенеджментаКачества (СМК) — этоне системаобеспечениякачества, а системаменеджмента, обеспечивающаянепрерывноеулучшениеуправленческих и производственныхпроцессов в организациипутемвнедрениястандартов ISO.

Целивнедрения СМК
Однаиз основныхцелейвнедрения СМК — формированиеусловийдляпостоянныхулучшений, которые, с однойстороны, обеспечиваютстабильнуюработунадкачеством, а с другой — являютсяосновойраскрытияинновационногопотенциалапредприятия. Этопозволяетгибкореагироватьна меняющиесятребованияпотребителей и производитьболееконкурентоспособнуюпродукцию.

Результатвнедрения СМК
Внедрениесистемыменеджментакачествапозволяетполучитьпредприятиюрядвнешних и внутреннихпреимуществ.

СМК даетрядвнешнихпреимуществот внедрения:
• Вклад в формированиеположительногоимиджаорганизации, в т.ч. каксерьезного и надежногопартнерапо бизнесу
• Дополнительныепреимуществадляучастияконкурсах, тендерах, аукционных, в т.ч. возможностьполучениягосзаказа;
• Расширениерынкасбытапродукции, в т.ч. экспортногонаправления.
• Повышениеконкурентоспособностипродукциикомпаниина российском и зарубежныхрынках.
Внутренниепреимуществаот внедрения СМК следующие:
• Улучшениекачествапродукции (услуг) и сервисногообслуживания;
• Сниженияпроцентабрака, дефектовпродукции
• Сокращениеиздержекпредприятия;
• Рационализациябизнес-процессовкомпании, в т.ч. их управления, контроля
• Оптимизациявзаимодействияподразделенийпредприятия;
• Регламентацияфункций, полномочий и ответственностиперсонала
• Повышениеэффективностифункционированияпредприятия в целом